Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 22.12.2024, 11:46

Добро пожаловать на сайт учителя географии Могелат Анастасии Геннадиевны

Меню сайта
Учительская

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

21:54
Большой Этнографический Диктант 2021

«Народов много – страна одна!» - под таким лозунгом уже в шестой раз состоится Международная просветительская акция «Большой этнографический диктант». Акция проводится в единый период – с 3 по 7 ноября 2021 года в онлайн-формате на сайте www.miretno.ru и традиционно приурочена ко Дню народного Единства.

Для тех, кому он покажется слишком сложным, предлагаю ответы)))

Ответы

  1. Для удмуртов некоторые рощи имеют особое значение: в них нельзя рубить деревья, ломать ветки, собирать грибы и ягоды. Даже ходить в них просто так не нужно. Почему?
    • а.Это музеи-заповедники народной архитектуры
    • б.Там находились столицы удмуртских княжеств
    • в.Их воспел один из основателей удмуртской литературы
    • г.Это места народных молений

    (Около некоторых удмуртских сел сохраняются особые рощи, в которых проводят особые моления. Похожие рощи существуют и у марийцев. Больше об этом можно прочитать в книге из серии «Народы и культуры»: Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, Коми-пермяки, Марийцы, Мордва, Удмурты. - М: Наука, 2000.)

  2. У восточных славян (белорусов, русских, украинцев) молодоженов на свадьбе встречают хлебом-солью, а что готовят для встречи невесты на традиционной башкирской свадьбе?
    • а.Мед и масло
    • б.Соль и сахар
    • в.Молоко и кашу
    • г.Блины и перемячи

    (Свекровь (мать жениха) угощает молодую невесту медом и маслом для счастливой жизни молодой семьи. Больше об этом можно прочитать в книге: Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко. М., 2015 (Народы и культуры).)

  3. На Русском Севере, на берегах Белого и Баренцева моря сложилась особая культура, связанная с мореходством. Ее частью был особый словарь названий ветров, погоды, сторон света. Был и особый этикет. При встрече кораблей на море здесь обязательно говорили: «Здравствуйте, на все четыре ветра». Как называют носителей подобной культуры?
    • а.Семейские
    • б.Липоване
    • в.Казаки
    • г.Поморы

    (Важную роль в освоении морских пространств играла детально разработанная поморами классификация ветров. Поморская «роза ветров» занимала центральное место в системе пространственной ориентации на море. Это нашло отражение в морском этикете. Приветствуя экипаж встречного корабля, поморы так говорили. Больше об этом можно прочитать в книге: Механизмы культуры. М.: Наука,1990 г.)

  4. «С пустыми руками в гости не ходят» - говорит русская пословица, «мусафирликке къол саллап бармайлар» - вторит ей крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар принято приносить с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева?
    • а.Сварить для гостя кофе
    • б.Убрать этот кофе подальше
    • в.Погадать на кофейных зернах
    • г.Угостить гостя чаем

    (Кофе – символ крымскотатарского гостеприимства. Его обязательно варят для гостей. Больше об этом можно прочитать в книгах: Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / Отв. ред. С.Я. Козлов, Л.В. Чижова. — М., 2003. (Народы и культуры); Хайруддинов М.А., Усеинов С.М. Этикет крымских татар. Эдепнаме. Симферополь, 2010)

  5. Согласно мифам народов Севера и Сибири, это животное – гигантское с большими рогами, живет под землей или под водой, а если выходит на поверхность, то тут же погибает. Одни называли его «земляной олень», другие – «водяной бык», а в русской традиции его называли Индрик-зверь. Реальный прототип этого зверя изображен на гербе города Среднеколымск в Якутии. Что это за животное?
    • а.Калуга
    • б.Мамонт
    • в.Белуга
    • г.Морж

    (Для правильного ответа на этот вопрос нужно обратить внимание на следующее: белуга и калуга – пресноводные рыбы рода белуг из семейства осетровых; в русском языке рыб «зверями» не называют. Морж не живет под землей и не погибает от выхода на поверхность. Так как северяне часто находили промёрзшие туши мамонтов, но никогда не видели живого, то и появилось представление о большом подземном или подводном звере с рогами, который погибает на поверхности.)

  6. Жанр коротких историй о встрече с нечистой силой, колдунами, ведьмами, сверхъестественных событиях, которые рассказчик передает как свой реальный опыт или опыт других людей, в русской фольклористике называют:
    • а.Небылица
    • б.Небывальщина
    • в.Быличка
    • г.Видальщина

    (Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой. Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Слово «быличка» было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян и вошло в практику фольклористов. Быличка отличается от легенды тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. Былички существуют и в современной культуре. Небылица и небывальщина – это рассказы о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть. Это откровенно алогичные ситуации и словосочетания, рассчитанные на комический эффект.)

  7. В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье?
    • а.Хомут, в который запрягают лошадь
    • б.Серп, которым жнут зерновые в поле
    • в.Коромысло, на котором носят ведра с водой
    • г.Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб

    (Для выбора правильного ответа полезно использовать следующую логику: 1) хомут не подходит, потому что связан с лошадью, а лошадь – это зона ответственности мужчин; 2) ставить тесто на хлеб и правильно его испечь – это долгий и сложный процесс, для которого нужны знания, опыт и доступ к продуктам. Это есть только у взрослой женщины – полноправной хозяйки в доме. Вообще, всё, что связано с очагом и готовкой в большинстве традиционных культур связано с женщинами и женской властью. Если женщина передавала хлебную лопату другой женщине, то это значило, что она передает тем самым свою власть в семье. А вот за водой с коромыслом и жать серпом ходили взрослые дочери и невестки, пока большуха вела хозяйство. Больше об этом можно прочитать в книге Светланы Адоньевой Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины».)

  8. Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:
    • а.Шашка
    • б.Черкеска
    • в.Папаха
    • г.Пояс

    (Правило тут четкое: «там, где женщины, оружием не размахивают». Вообще, женщины и мужчины, если не были близкими родственниками, собирались вместе только по особым, строго определенным традициями случаям. Шашку как боевое оружие не надевали без особой причины и не ходили с ней на мероприятия, где могли быть танцы. Или же снимали еще до вхождения в танцевальный круг. А вот остальные элементы одежды снимать было просто неприлично. Папаха сама по себе - это символ мужчины, его взрослости и того, что он полноправный член общества. Папаху нельзя было трогать никому, кроме её владельца. Появиться без пояса и без черкески в обществе тоже было неприлично)

  9. У многих народов России существовал обычай, по которому женщина должна была скрывать свои волосы от посторонних мужчин. И «опростоволоситься», то есть показаться на людях без головного убора, было страшным позором. Чаще всего женщины начинали закрывать волосы:
    • а.После получения паспорта
    • б.После развода
    • в.После рождения первого внука
    • г.После свадьбы

    (При ответе на этот вопрос лучше использовать самые общие знания культуры и истории народов России, элементарную логику и чувство юмора. Паспортизация граждан была введена в СССР только в 1932 году, при этом подавляющему большинству сельских жителей паспорта начали выдавать только в 1970-е гг. Поэтому паспорт к традиционной культуре и обрядности никакого отношения не имеет. Именно свадьба кардинально меняла статус женщины, да и мужчины, в традиционном обществе. Фактически, свадьба была главным обрядом в жизни человека. После свадьбы резко менялись права и обязанности женщины, менялись ее костюм и прическа. Правда, у некоторых народов молодая женщина меняла головной убор после рождения первого ребенка или через год после свадьбы.)

  10. Писатель Владимир Санги, основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка, родился на этом острове в 1935 году. В своих произведениях: «Легенды Ых-мифа», «Женитьба Кевонгов», «Человек Ых-мифа» - он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова, крупнейшего в России, который нивхи называют Ых-миф. А как этот остров называют на международных картах?
    • а.Сахалин
    • б.Медный
    • в.Шикотан
    • г.Земля Санникова

    (В самом вопросе большая подсказка: именно Сахалин – крупнейший остров в России. «Земля Санникова» - «остров-призрак» в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи в XIX веке (Яков Санников) севернее Новосибирских островов.)

  11. Какой из народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, освоил самые северные территории России?
    • а.Нганасаны
    • б.Шапсуги
    • в. Абазины
    • г.Ижорцы

    (Нганасаны освоили самые северные территории России. Нганасаны кочевали до южных предгорий Бырранга, которые расположены севернее, чем полуостров Ямал (ненцы) или северные районы Якутии (якуты). Большинство абазин компактно проживают в Карачаево-Черкесии, а большинство шапсугов – на Причерноморском побережье Краснодарского края. Ижора или ижорцы – прибалтийско-финский народ в Ленинградской области. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255.)

  12. Это блюдо появилось в 20 веке на Сахалине как симбиоз местной корейской и русской кухни. Из корейской традиционной кулинарии взяты начинка из острой квашеной капусты с мясом и специями и способ приготовления на пару, а из русской – добавление дрожжей в рисовое тесто. Сегодня оно популярно в городах Дальнего Востока и Сибири, начали его готовить и в городах Европейской России. Как оно называется?
    • а.Пянсе
    • б.Юкола
    • в.Тала
    • г.Чак-чак

    (Чак-чак настолько известен, что вряд ли у кого-то из взрослых россиян появится мысль о том, что это пирожок из рисовой муки. Юколу и талу делают из рыбы. Юкола – сушёно-вяленое мясо рыб, которая удобна для длительного хранения и транспортировки, а также приёма в пищу без дополнительной обработки, с возможностью есть на ходу во время длительных переходов. Тала - традиционное блюдо народов Дальнего Востока России, которое традиционно делается из сырой рыбы осетровых пород, сазана, щуки и некоторых других.)

  13. В известной песне Владимира Высоцкого есть фраза: «Послушай, Зин, не трогай шурина!» Кого называют «шурином» в системе терминов родства и свойства?
    • а.Племянника по отцу
    • б.Брата мужа
    • в.Брата жены
    • г.Дядю по матери

    (Семейные и родственные связи и отношения значимо влияют на жизнь современных людей, а в традиционных обществах семья, родня, род (клан) определяли судьбу, статус и поведение человека. Поэтому в каждом языке есть очень четкая система терминов родства и свойства, которая описывает, кто кому кем доводится, а значит и у кого к кому какие обязательства. Важных родственников в этой системе обычно называют одним словом-термином: мама, папа, теща, свекровь. Слово шурин, как и многие другие термины родства в русском языке – праславянского происхождения.)

  14. У народов Кавказа до сих пор существует традиция, которую описывает следующая пословица: «Когда приходишь к скотине, даже она встаёт». Что это за традиция?
    • а.Ходить в гости
    • б.Отгонять весной скот в горы
    • в.Избегать младших
    • г.Вставать при приветствии

    (Похожие пословицы есть практически у всех народов Кавказа и описывают они важную деталь этикета: вставать при приветствии другого человека. Это правило соблюдают до сих пор. У пословицы однозначный смысл: даже домашние животные (скот) поднимаются, когда к ним приближается другое животное, а человек – выше животного и не должен опускаться ниже уровня домашней скотины. Источник пословицы: Адыгские пословицы и поговорки (На адыгейском языке) / Сост. Хуажев М., Хут Щ. Майкоп., 1978 г. С. 77. Оригинал - «Хьайуаными уахахьэмэ, мэтэджых».)

  15. Греческое слово «этнос» - «народ» уже давно стал своеобразным определителем: «этно джаз», «этно рок», «этно стиль». И просто «этника» - чуть ли не всё, что связано с культурами и обычаями разных народов. А что означает термин «этнофутуризм»?
    • а.Направление в современном искусстве
    • б.Религиозное течение
    • в.Экологическое движение
    • г.Государственная национальная политика

    (Термин «этнофутуризм» происходит от греческого «ethnos» (народ) и латинского «futurum» (будущее). Это направление в разных сферах современного искусства, от музыки, театра, литературы до живописи и декоративно-прикладного творчества, которое обращается к родным языкам, использует образы и символы этнических традиций. Оно начало формироваться в 1990-е годы в финно-угорской среде, но сегодня стало частью общего художественного контекста многих стран.)

  16. Согласно статье 26 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации определяют и указывают свою «национальность»:
    • а.По национальности отца
    • б.По национальности матери
    • в.По родному языку
    • г.По своему усмотрению

    (Пункт 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». У разных народов нашей страны существовали и существуют разные представления о том, какие признаки являются ключевыми для определения национальности человека: для одних важна национальность отца, для других – матери, для третьих самым важным может быть религия или особый кодекс поведения. Часть людей может соотносить себя не с национальностью, а с несколькими культурами и языками сразу.)

  17. Этот год, 2021, в Республике Карелия объявлен Годом карельских рун. В этом году часто вспоминают всех тех мужчин и женщин, крестьян и ученых, которые сохраняли и передавали карельские руны следующим поколениям. А что именно в Карелии называют рунами?
    • а.Вольную борьбу
    • б.Эпические песни
    • в.Народные танцы
    • г.Карельскую письменность

    (Да, карельские и финские руны – это именно эпические песни, а не что-то еще. Именно они легли в основу «Калевалы» - карело-финского эпоса. Больше о культурах и языках вепсов, води, ижоры, карелов и финнов можно прочитать в книге: Прибалтийско-финские народы России / Отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина. М., 2003 (серия «Народы и культуры»))

  18. В составе России 85 субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Сколько субъектов со статусом «край»?
    • а.22
    • б.3
    • в.9
    • г.4

    (В состав Российской Федерации входят: 1 автономная область, 3 города федерального значения, 4 автономных округа, 9 краёв, 22 республики и 46 областей)

  19. Сейчас проходит Всероссийская перепись населения, которая является основным источником формирования официальной статистической информации о численности и структуре населения, его распределении по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Какой вопрос ОТСУТСТВУЕТ в переписном листе?
    • а.Ваша религиозная принадлежность
    • б.Ваше гражданство
    • в.Ваш родной язык
    • г.Ваша национальная принадлежность

    (В отличие от некоторых стран мира в российских переписях населения НЕТ вопроса о религиозной принадлежности человека, религиозных взглядах или отсутствии таковых. В 2021 году в переписном листе есть вопросы про пол, возраст, гражданство, владение языками, место рождения, национальность, образование, состояние в браке, количество детей, источники средств к существованию, занятость.)

  20. Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха?
    • а.Гусь
    • б.Кухлянка
    • в.Кисы
    • г.Бурка

    (Из перечисленных видов одежды больше всего известна «бурка» - как важный элемент кавказского и казачьего мужского костюма, который часто можно увидеть на сцене во время выступлений фольклорных ансамблей. Она есть и в общешкольной программе по литературе: «Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег» (Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени). Бурка, действительно, изготавливается из войлока, её «валяют» из шерсти. Кухлянка как меховая одежда народов Севера, возможно, известна меньше, но и она попала в русскую литературу: например, в книгу И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”»; кухлянка всегда встречается в произведениях Юрия Рытхэу. Гусь, он же совик, – это название верхней меховой одежды, которую надевают в сильные морозы поверх малицы. Кисы — традиционная обувь у коренных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси и др.), сшитая из камусов (шкуры с голени оленя), с плотной подошвой, высотой до колена.)

  21. Какой из народных праздников отмечается зимой?
    • а.Касутæ
    • б.Цыппурс
    • в.неделя Уастырджи
    • г.Бæлдæрæн

    (Праздник зимнего цикла – Цыппурс. Праздничная неделя Уастырджи приходится на осень. Бæлдæрæн и Касутæ отмечаются весной. Уарзиати В. С. Народные игры и развлечения осетин. Орджоникидзе: [Ир])

  22. Кто из российских императоров распорядился основать селение Эльхотово?
    • а.Александр III
    • б.Екатерина II
    • в.Николай I
    • г.Петр I

    (Проезжая по Осетии в 1837 году, Николай I распорядился основать у входа в стратегически важную теснину Арджинараг осетинское селение. Березов Б. П. Переселение осетин с гор на плоскость. Орджоникидзе: Ир, 1980. С. 103–105.)

  23. Какое из названных осетинских сословий не принадлежало к знати?
    • а.тагиата
    • б.царгасата
    • в.хехезы
    • г.баделиата

    (В тагаурском обществе высшее сословие именовали «тагиата». Феодальную знать Дигорского общества называли «баделиата», «царгасата». К простому народу относились хехезы (чужаки-переселенцы), жившие в Дигории. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. Владикавказ: Ир, 2000. С. 156–160.)

  24. Какой из указанных терминов не обозначал оборонительное сооружение?
    • а.мæсыг
    • б.гæнах
    • в.хæдзар
    • г.галуан

    (Мæсыг – боевая башня, гæнах – жилая башня, галуан – замок, и только хæдзар – обычный жилой дом без оборонительных функций. История Северо-Осетинской АССР. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С.109–110. Русско-осетинский словарь. М.: Из-во «Советская энциклопедия», 1970. С. 29, 135.)

  25. Кто из ученых создал историко-этимологический словарь осетинского языка?
    • а.Васо Абаев
    • б.Всеволод Миллер
    • в.Гарольд Бэйли
    • г.Жорж Дюмезиль

    (Историко-этимологический словарь осетинского языка создал В. И. Абаев, к тому же это был первый историко-этимологический словарь в истории мировой науки. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. I. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1959.)

  26. Какое из названных осетинских селений древнее остальных?
    • а.Зилга
    • б.Фарн
    • в.Сурх-Дигора
    • г.Дурдур

    (Селения Фарн и Сурх-Дигора появились в советскую эпоху. Зилга – старейшее селение в восточной части Осетинской равнины, оно основано в 1806 г. Из названных равнинных селений самым старым является Дурдур, основанный в XVIII веке, еще до присоединения Осетии к России. Березов Б. П. Переселение осетин с гор на плоскость. Орджоникидзе: Ир, 1980.)

  27. Представителей какой языковой семьи нет среди народов Кавказа?
    • а.алтайской
    • б.индоевропейской
    • в.уральской
    • г.кавказской

    (К картвельской семье принадлежат грузинский, сванский, мегрельский языки, к алтайской – тюркские языки: балкарский и карачаевский, кумыкский, ногайский, азербайджанский, к индоевропейской – осетинский, армянский и татский языки. Только носителей языков уральской семьи (родственных финскому, венгерскому и др.) нет на Кавказе. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. Владикавказ: Ир, 2000. С. 140.)

  28. Какое из названных осетинских обществ располагалось на южном склоне Кавказа?
    • а.Туальское
    • б.Куртатинское
    • в.Кудское
    • г.Дигорское

    (На северном склоне осетинских гор располагались Тагаурское, Куртатинское, Алагирское, Дигорское, Туальское, Тырсыгомское общества. На южном склоне – Дзауское, Ксанское, Урс-Туальское, Кударское и Кудское. Исторический атлас Осетии. Владикавказ: Ремарко, 2002. С. 24–25.)

  29. Кто из названных ученых занимался этнографией осетинского народа?
    • а.Эдвард Тэйлор
    • б.Максим Ковалевский
    • в.Николай Миклухо-Маклай
    • г.Бронислав Малиновский

    (Из названных классиков мировой этнографической науки изучением осетин занимался только Максим Максимович Ковалевский, выдающийся социолог и этнолог, изучавший общественный строй осетин. Ковалевский М. М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1886 (переиздано: Владикавказ: Алания, 1995).)

  30. Какие из названных древних племен не являются предками алан-осетин?
    • а.германцы
    • б.скифы
    • в.сарматы
    • г.носители кобанской культуры

    (Предки алан-осетин – скифы, сарматы, носители кобанской культуры. Древние германцы, славяне, фракийцы и другие родственные индоевропейские народы не участвовали в этногенезе алан-осетин. Калоев Б. А. Осетины (Историко-этнографическое исследование). М.: Наука, 1971. С. 12–14.)   

  31.  Сертификат БЭД-2021

Просмотров: 283 | Добавил: mogelatanastasiya | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024