Учительская |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
21:54 Большой Этнографический Диктант 2021 |
«Народов много – страна одна!» - под таким лозунгом уже в шестой раз состоится Международная просветительская акция «Большой этнографический диктант». Акция проводится в единый период – с 3 по 7 ноября 2021 года в онлайн-формате на сайте www.miretno.ru и традиционно приурочена ко Дню народного Единства.
Для тех, кому он покажется слишком сложным, предлагаю ответы)))
Ответы
- Для удмуртов некоторые рощи имеют особое значение: в них нельзя рубить деревья, ломать ветки, собирать грибы и ягоды. Даже ходить в них просто так не нужно. Почему?
- а.Это музеи-заповедники народной архитектуры
- б.Там находились столицы удмуртских княжеств
- в.Их воспел один из основателей удмуртской литературы
- г.Это места народных молений
(Около некоторых удмуртских сел сохраняются особые рощи, в которых проводят особые моления. Похожие рощи существуют и у марийцев. Больше об этом можно прочитать в книге из серии «Народы и культуры»: Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, Коми-пермяки, Марийцы, Мордва, Удмурты. - М: Наука, 2000.)
- У восточных славян (белорусов, русских, украинцев) молодоженов на свадьбе встречают хлебом-солью, а что готовят для встречи невесты на традиционной башкирской свадьбе?
- а.Мед и масло
- б.Соль и сахар
- в.Молоко и кашу
- г.Блины и перемячи
(Свекровь (мать жениха) угощает молодую невесту медом и маслом для счастливой жизни молодой семьи. Больше об этом можно прочитать в книге: Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко. М., 2015 (Народы и культуры).)
- На Русском Севере, на берегах Белого и Баренцева моря сложилась особая культура, связанная с мореходством. Ее частью был особый словарь названий ветров, погоды, сторон света. Был и особый этикет. При встрече кораблей на море здесь обязательно говорили: «Здравствуйте, на все четыре ветра». Как называют носителей подобной культуры?
- а.Семейские
- б.Липоване
- в.Казаки
- г.Поморы
(Важную роль в освоении морских пространств играла детально разработанная поморами классификация ветров. Поморская «роза ветров» занимала центральное место в системе пространственной ориентации на море. Это нашло отражение в морском этикете. Приветствуя экипаж встречного корабля, поморы так говорили. Больше об этом можно прочитать в книге: Механизмы культуры. М.: Наука,1990 г.)
- «С пустыми руками в гости не ходят» - говорит русская пословица, «мусафирликке къол саллап бармайлар» - вторит ей крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар принято приносить с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева?
- а.Сварить для гостя кофе
- б.Убрать этот кофе подальше
- в.Погадать на кофейных зернах
- г.Угостить гостя чаем
(Кофе – символ крымскотатарского гостеприимства. Его обязательно варят для гостей. Больше об этом можно прочитать в книгах: Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / Отв. ред. С.Я. Козлов, Л.В. Чижова. — М., 2003. (Народы и культуры); Хайруддинов М.А., Усеинов С.М. Этикет крымских татар. Эдепнаме. Симферополь, 2010)
- Согласно мифам народов Севера и Сибири, это животное – гигантское с большими рогами, живет под землей или под водой, а если выходит на поверхность, то тут же погибает. Одни называли его «земляной олень», другие – «водяной бык», а в русской традиции его называли Индрик-зверь. Реальный прототип этого зверя изображен на гербе города Среднеколымск в Якутии. Что это за животное?
- а.Калуга
- б.Мамонт
- в.Белуга
- г.Морж
(Для правильного ответа на этот вопрос нужно обратить внимание на следующее: белуга и калуга – пресноводные рыбы рода белуг из семейства осетровых; в русском языке рыб «зверями» не называют. Морж не живет под землей и не погибает от выхода на поверхность. Так как северяне часто находили промёрзшие туши мамонтов, но никогда не видели живого, то и появилось представление о большом подземном или подводном звере с рогами, который погибает на поверхности.)
- Жанр коротких историй о встрече с нечистой силой, колдунами, ведьмами, сверхъестественных событиях, которые рассказчик передает как свой реальный опыт или опыт других людей, в русской фольклористике называют:
- а.Небылица
- б.Небывальщина
- в.Быличка
- г.Видальщина
(Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой. Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Слово «быличка» было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян и вошло в практику фольклористов. Быличка отличается от легенды тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. Былички существуют и в современной культуре. Небылица и небывальщина – это рассказы о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть. Это откровенно алогичные ситуации и словосочетания, рассчитанные на комический эффект.)
- В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье?
- а.Хомут, в который запрягают лошадь
- б.Серп, которым жнут зерновые в поле
- в.Коромысло, на котором носят ведра с водой
- г.Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб
(Для выбора правильного ответа полезно использовать следующую логику: 1) хомут не подходит, потому что связан с лошадью, а лошадь – это зона ответственности мужчин; 2) ставить тесто на хлеб и правильно его испечь – это долгий и сложный процесс, для которого нужны знания, опыт и доступ к продуктам. Это есть только у взрослой женщины – полноправной хозяйки в доме. Вообще, всё, что связано с очагом и готовкой в большинстве традиционных культур связано с женщинами и женской властью. Если женщина передавала хлебную лопату другой женщине, то это значило, что она передает тем самым свою власть в семье. А вот за водой с коромыслом и жать серпом ходили взрослые дочери и невестки, пока большуха вела хозяйство. Больше об этом можно прочитать в книге Светланы Адоньевой Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины».)
- Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:
- а.Шашка
- б.Черкеска
- в.Папаха
- г.Пояс
(Правило тут четкое: «там, где женщины, оружием не размахивают». Вообще, женщины и мужчины, если не были близкими родственниками, собирались вместе только по особым, строго определенным традициями случаям. Шашку как боевое оружие не надевали без особой причины и не ходили с ней на мероприятия, где могли быть танцы. Или же снимали еще до вхождения в танцевальный круг. А вот остальные элементы одежды снимать было просто неприлично. Папаха сама по себе - это символ мужчины, его взрослости и того, что он полноправный член общества. Папаху нельзя было трогать никому, кроме её владельца. Появиться без пояса и без черкески в обществе тоже было неприлично)
- У многих народов России существовал обычай, по которому женщина должна была скрывать свои волосы от посторонних мужчин. И «опростоволоситься», то есть показаться на людях без головного убора, было страшным позором. Чаще всего женщины начинали закрывать волосы:
- а.После получения паспорта
- б.После развода
- в.После рождения первого внука
- г.После свадьбы
(При ответе на этот вопрос лучше использовать самые общие знания культуры и истории народов России, элементарную логику и чувство юмора. Паспортизация граждан была введена в СССР только в 1932 году, при этом подавляющему большинству сельских жителей паспорта начали выдавать только в 1970-е гг. Поэтому паспорт к традиционной культуре и обрядности никакого отношения не имеет. Именно свадьба кардинально меняла статус женщины, да и мужчины, в традиционном обществе. Фактически, свадьба была главным обрядом в жизни человека. После свадьбы резко менялись права и обязанности женщины, менялись ее костюм и прическа. Правда, у некоторых народов молодая женщина меняла головной убор после рождения первого ребенка или через год после свадьбы.)
- Писатель Владимир Санги, основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка, родился на этом острове в 1935 году. В своих произведениях: «Легенды Ых-мифа», «Женитьба Кевонгов», «Человек Ых-мифа» - он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова, крупнейшего в России, который нивхи называют Ых-миф. А как этот остров называют на международных картах?
- а.Сахалин
- б.Медный
- в.Шикотан
- г.Земля Санникова
(В самом вопросе большая подсказка: именно Сахалин – крупнейший остров в России. «Земля Санникова» - «остров-призрак» в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи в XIX веке (Яков Санников) севернее Новосибирских островов.)
- Какой из народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, освоил самые северные территории России?
- а.Нганасаны
- б.Шапсуги
- в. Абазины
- г.Ижорцы
(Нганасаны освоили самые северные территории России. Нганасаны кочевали до южных предгорий Бырранга, которые расположены севернее, чем полуостров Ямал (ненцы) или северные районы Якутии (якуты). Большинство абазин компактно проживают в Карачаево-Черкесии, а большинство шапсугов – на Причерноморском побережье Краснодарского края. Ижора или ижорцы – прибалтийско-финский народ в Ленинградской области. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255.)
- Это блюдо появилось в 20 веке на Сахалине как симбиоз местной корейской и русской кухни. Из корейской традиционной кулинарии взяты начинка из острой квашеной капусты с мясом и специями и способ приготовления на пару, а из русской – добавление дрожжей в рисовое тесто. Сегодня оно популярно в городах Дальнего Востока и Сибири, начали его готовить и в городах Европейской России. Как оно называется?
- а.Пянсе
- б.Юкола
- в.Тала
- г.Чак-чак
(Чак-чак настолько известен, что вряд ли у кого-то из взрослых россиян появится мысль о том, что это пирожок из рисовой муки. Юколу и талу делают из рыбы. Юкола – сушёно-вяленое мясо рыб, которая удобна для длительного хранения и транспортировки, а также приёма в пищу без дополнительной обработки, с возможностью есть на ходу во время длительных переходов. Тала - традиционное блюдо народов Дальнего Востока России, которое традиционно делается из сырой рыбы осетровых пород, сазана, щуки и некоторых других.)
- В известной песне Владимира Высоцкого есть фраза: «Послушай, Зин, не трогай шурина!» Кого называют «шурином» в системе терминов родства и свойства?
- а.Племянника по отцу
- б.Брата мужа
- в.Брата жены
- г.Дядю по матери
(Семейные и родственные связи и отношения значимо влияют на жизнь современных людей, а в традиционных обществах семья, родня, род (клан) определяли судьбу, статус и поведение человека. Поэтому в каждом языке есть очень четкая система терминов родства и свойства, которая описывает, кто кому кем доводится, а значит и у кого к кому какие обязательства. Важных родственников в этой системе обычно называют одним словом-термином: мама, папа, теща, свекровь. Слово шурин, как и многие другие термины родства в русском языке – праславянского происхождения.)
- У народов Кавказа до сих пор существует традиция, которую описывает следующая пословица: «Когда приходишь к скотине, даже она встаёт». Что это за традиция?
- а.Ходить в гости
- б.Отгонять весной скот в горы
- в.Избегать младших
- г.Вставать при приветствии
(Похожие пословицы есть практически у всех народов Кавказа и описывают они важную деталь этикета: вставать при приветствии другого человека. Это правило соблюдают до сих пор. У пословицы однозначный смысл: даже домашние животные (скот) поднимаются, когда к ним приближается другое животное, а человек – выше животного и не должен опускаться ниже уровня домашней скотины. Источник пословицы: Адыгские пословицы и поговорки (На адыгейском языке) / Сост. Хуажев М., Хут Щ. Майкоп., 1978 г. С. 77. Оригинал - «Хьайуаными уахахьэмэ, мэтэджых».)
- Греческое слово «этнос» - «народ» уже давно стал своеобразным определителем: «этно джаз», «этно рок», «этно стиль». И просто «этника» - чуть ли не всё, что связано с культурами и обычаями разных народов. А что означает термин «этнофутуризм»?
- а.Направление в современном искусстве
- б.Религиозное течение
- в.Экологическое движение
- г.Государственная национальная политика
(Термин «этнофутуризм» происходит от греческого «ethnos» (народ) и латинского «futurum» (будущее). Это направление в разных сферах современного искусства, от музыки, театра, литературы до живописи и декоративно-прикладного творчества, которое обращается к родным языкам, использует образы и символы этнических традиций. Оно начало формироваться в 1990-е годы в финно-угорской среде, но сегодня стало частью общего художественного контекста многих стран.)
- Согласно статье 26 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации определяют и указывают свою «национальность»:
- а.По национальности отца
- б.По национальности матери
- в.По родному языку
- г.По своему усмотрению
(Пункт 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». У разных народов нашей страны существовали и существуют разные представления о том, какие признаки являются ключевыми для определения национальности человека: для одних важна национальность отца, для других – матери, для третьих самым важным может быть религия или особый кодекс поведения. Часть людей может соотносить себя не с национальностью, а с несколькими культурами и языками сразу.)
- Этот год, 2021, в Республике Карелия объявлен Годом карельских рун. В этом году часто вспоминают всех тех мужчин и женщин, крестьян и ученых, которые сохраняли и передавали карельские руны следующим поколениям. А что именно в Карелии называют рунами?
- а.Вольную борьбу
- б.Эпические песни
- в.Народные танцы
- г.Карельскую письменность
(Да, карельские и финские руны – это именно эпические песни, а не что-то еще. Именно они легли в основу «Калевалы» - карело-финского эпоса. Больше о культурах и языках вепсов, води, ижоры, карелов и финнов можно прочитать в книге: Прибалтийско-финские народы России / Отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина. М., 2003 (серия «Народы и культуры»))
- В составе России 85 субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Сколько субъектов со статусом «край»?
(В состав Российской Федерации входят: 1 автономная область, 3 города федерального значения, 4 автономных округа, 9 краёв, 22 республики и 46 областей)
- Сейчас проходит Всероссийская перепись населения, которая является основным источником формирования официальной статистической информации о численности и структуре населения, его распределении по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Какой вопрос ОТСУТСТВУЕТ в переписном листе?
- а.Ваша религиозная принадлежность
- б.Ваше гражданство
- в.Ваш родной язык
- г.Ваша национальная принадлежность
(В отличие от некоторых стран мира в российских переписях населения НЕТ вопроса о религиозной принадлежности человека, религиозных взглядах или отсутствии таковых. В 2021 году в переписном листе есть вопросы про пол, возраст, гражданство, владение языками, место рождения, национальность, образование, состояние в браке, количество детей, источники средств к существованию, занятость.)
- Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха?
- а.Гусь
- б.Кухлянка
- в.Кисы
- г.Бурка
(Из перечисленных видов одежды больше всего известна «бурка» - как важный элемент кавказского и казачьего мужского костюма, который часто можно увидеть на сцене во время выступлений фольклорных ансамблей. Она есть и в общешкольной программе по литературе: «Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег» (Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени). Бурка, действительно, изготавливается из войлока, её «валяют» из шерсти. Кухлянка как меховая одежда народов Севера, возможно, известна меньше, но и она попала в русскую литературу: например, в книгу И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”»; кухлянка всегда встречается в произведениях Юрия Рытхэу. Гусь, он же совик, – это название верхней меховой одежды, которую надевают в сильные морозы поверх малицы. Кисы — традиционная обувь у коренных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси и др.), сшитая из камусов (шкуры с голени оленя), с плотной подошвой, высотой до колена.)
- Какой из народных праздников отмечается зимой?
- а.Касутæ
- б.Цыппурс
- в.неделя Уастырджи
- г.Бæлдæрæн
(Праздник зимнего цикла – Цыппурс. Праздничная неделя Уастырджи приходится на осень. Бæлдæрæн и Касутæ отмечаются весной. Уарзиати В. С. Народные игры и развлечения осетин. Орджоникидзе: [Ир])
- Кто из российских императоров распорядился основать селение Эльхотово?
- а.Александр III
- б.Екатерина II
- в.Николай I
- г.Петр I
(Проезжая по Осетии в 1837 году, Николай I распорядился основать у входа в стратегически важную теснину Арджинараг осетинское селение. Березов Б. П. Переселение осетин с гор на плоскость. Орджоникидзе: Ир, 1980. С. 103–105.)
- Какое из названных осетинских сословий не принадлежало к знати?
- а.тагиата
- б.царгасата
- в.хехезы
- г.баделиата
(В тагаурском обществе высшее сословие именовали «тагиата». Феодальную знать Дигорского общества называли «баделиата», «царгасата». К простому народу относились хехезы (чужаки-переселенцы), жившие в Дигории. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. Владикавказ: Ир, 2000. С. 156–160.)
- Какой из указанных терминов не обозначал оборонительное сооружение?
- а.мæсыг
- б.гæнах
- в.хæдзар
- г.галуан
(Мæсыг – боевая башня, гæнах – жилая башня, галуан – замок, и только хæдзар – обычный жилой дом без оборонительных функций. История Северо-Осетинской АССР. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С.109–110. Русско-осетинский словарь. М.: Из-во «Советская энциклопедия», 1970. С. 29, 135.)
- Кто из ученых создал историко-этимологический словарь осетинского языка?
- а.Васо Абаев
- б.Всеволод Миллер
- в.Гарольд Бэйли
- г.Жорж Дюмезиль
(Историко-этимологический словарь осетинского языка создал В. И. Абаев, к тому же это был первый историко-этимологический словарь в истории мировой науки. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. I. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1959.)
- Какое из названных осетинских селений древнее остальных?
- а.Зилга
- б.Фарн
- в.Сурх-Дигора
- г.Дурдур
(Селения Фарн и Сурх-Дигора появились в советскую эпоху. Зилга – старейшее селение в восточной части Осетинской равнины, оно основано в 1806 г. Из названных равнинных селений самым старым является Дурдур, основанный в XVIII веке, еще до присоединения Осетии к России. Березов Б. П. Переселение осетин с гор на плоскость. Орджоникидзе: Ир, 1980.)
- Представителей какой языковой семьи нет среди народов Кавказа?
- а.алтайской
- б.индоевропейской
- в.уральской
- г.кавказской
(К картвельской семье принадлежат грузинский, сванский, мегрельский языки, к алтайской – тюркские языки: балкарский и карачаевский, кумыкский, ногайский, азербайджанский, к индоевропейской – осетинский, армянский и татский языки. Только носителей языков уральской семьи (родственных финскому, венгерскому и др.) нет на Кавказе. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. Владикавказ: Ир, 2000. С. 140.)
- Какое из названных осетинских обществ располагалось на южном склоне Кавказа?
- а.Туальское
- б.Куртатинское
- в.Кудское
- г.Дигорское
(На северном склоне осетинских гор располагались Тагаурское, Куртатинское, Алагирское, Дигорское, Туальское, Тырсыгомское общества. На южном склоне – Дзауское, Ксанское, Урс-Туальское, Кударское и Кудское. Исторический атлас Осетии. Владикавказ: Ремарко, 2002. С. 24–25.)
- Кто из названных ученых занимался этнографией осетинского народа?
- а.Эдвард Тэйлор
- б.Максим Ковалевский
- в.Николай Миклухо-Маклай
- г.Бронислав Малиновский
(Из названных классиков мировой этнографической науки изучением осетин занимался только Максим Максимович Ковалевский, выдающийся социолог и этнолог, изучавший общественный строй осетин. Ковалевский М. М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1886 (переиздано: Владикавказ: Алания, 1995).)
- Какие из названных древних племен не являются предками алан-осетин?
- а.германцы
- б.скифы
- в.сарматы
- г.носители кобанской культуры
(Предки алан-осетин – скифы, сарматы, носители кобанской культуры. Древние германцы, славяне, фракийцы и другие родственные индоевропейские народы не участвовали в этногенезе алан-осетин. Калоев Б. А. Осетины (Историко-этнографическое исследование). М.: Наука, 1971. С. 12–14.)
-
Сертификат БЭД-2021
|
Просмотров: 283 |
Добавил: mogelatanastasiya
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Календарь |
---|
« Ноябрь 2021 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|